Внутренний аудит для предприятия, как рентген для человека – с его помощью обнаруживаются как сильные, так и слабые стороны предприятия. В этой статье мы постараемся детально разобраться, для чего предприятиям нужен внутренний аудит и какие цели они преследуют.
Мы будем рассматривать именно внутренний аудит Системы менеджмента качества (СМК). В рамках СМК можно выделить 4 группы преследуемых целей:
- Система предупреждения несоответствий при проведении внешних аудитов СМК. Это самый распространенный фактор – проведения аудита с целью последующего прохождения сертификационного или наблюдательного аудита. В стандарте ISO 9001:2011 есть такие строчки: «Организация обязана проводить внутренний аудит через запланированные интервалы времени, с целью установления соответствия СМК запланированным мероприятиям, требованиям данного международного стандарта и требованиям к СМК, а также с целью понимания насколько результативна СМК внедрена в предприятие и поддерживается ли она в рабочем состоянии». Главной целью внутреннего аудита, является подготовка к внешнему. Чем больше несоответствий будет выявлено, и в дальнейшем устранено, тем меньше их остается для внешнего аудита. Соответственно тем больше шанс успешно пройти сертификацию.
- Система предупреждения несоответствий, при проведении прочих проверок. Каждая организация кому-то подконтрольна, это может быть ростехнадхор, санэпидемстанция, пожнадзор и т.д. Каждая проверка, которую необходимо пройти, чревата штрафами, предписаниями как минимум, и отзывом лицензии как максимум. Для того чтобы минимизировать эти риски, предприятие снова прибегает к помощи внутреннего аудита, но в более расширенном варианте.
- Система оценки выполнения внутренних регламентов деятельности, снижение рисков, улучшение деятельности. В этом случае перед аудиторами стоит непростая задача – перенести лучший опыт одного подразделения предприятия на другое, с целью сделать максимально эффективной работу всего предприятия полностью.
- Система оценки поставщиков. Такой вид аудита используется при осуществлении ключевых закупок. Проведение аудита второй стороны – отличный способ проверки надежности партнера и снижения рисков.
- Сейчас регулярное проведение внутреннего аудита, рассматривается как важнейший фактор эффективности работы предприятия. В первую очередь, это позволит Вашему предприятию пользоваться наибольшим доверием у потенциальных инвесторов и партнеров!